Воскресенье, 25.10.2020
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Главная » Статьи » Проблемы бизнеса

Защищая малый бизнес, государство еще больше усложняет ему жизнь.

Когда Д.А. Медведев, будучи Президентом, произнес известную фразу «Хватит кошмарить малый бизнес», предприниматели с надеждой затаили дыхание. И действительно первые шаги внушали оптимизм. Запретили внеплановые проверки, а плановые разрешили проводить только раз в три года по согласованию с прокуратурой. Собирались провести судебную реформу, и хотя об этом сразу же и забыли, но, тем не менее, власть занялась поддержкой малого бизнеса всерьез и надолго.

В каждом муниципальном образовании были созданы  Советы по развитию малого и среднего предпринимательства и фонды по его поддержке. Много лет на площадках бизнес-форумов и круглых столах ведутся дискуссии. Из бюджетов всех уровней на все это выделяются значительные денежные средства. Но почему-то малому бизнесу легче не становится.

Так в чем же проблема? В реальности государство, создавая видимость бурной деятельности по защите и поддержке малого бизнеса,  на самом деле еще больше усложняет ему жизнь. Одной рукой помогая небольшой его части, другой добивает всех остальных.

Например, в Тюмени, в 2014 году местные власти увеличили в 2,4 раза муниципальную аренду. При этом, когда предприниматели пытались сказать, что муниципальная аренда это одна из форм поддержки малого бизнеса, их даже никто не захотел выслушать. Хотя имущественная поддержка прямо прописана в законе о государственной поддержке предпринимательства!

Финансисты подсчитали, что с принятием этого решения дополнительные поступления в городской бюджет составят 181 млн. рублей. При этом на ведомственную целевую программу по поддержке малого бизнеса заложено 210 млн. рублей. Вот такая арифметика, цифры сопоставимы, но только если разовой поддержкой в городе пользуются десятки предпринимателей при сомнительном экономическом эффекте, то от увеличения аренды страдают сотни.

Или тысячи, как в случае с увеличением страховых взносов в 2013 году. От этого решения число индивидуальных предпринимателей в РФ сократилось на 12,7%. Только за первые 3 месяца в России закрылось около 400 тыс. ИП

Власть не понимает или не хочет понять, нужно не помогать малому бизнесу, не тратить на это бюджетные средства, плодить чиновников и новые структуры по их распределению, а создавать благоприятную среду для его развития.   А это и налоги, и тарифы, и проверки, и штрафы, и та самая всеми забытая судебная реформа, которая все ни как не может случиться.      

Наши суды это вообще отдельное государство, живущее по своим законам, не зависящее ни от чего, в том числе и от здравого смысла. Причем от этого страдает не только малый бизнес, но и все наше общество. Население нашей страны, сталкиваясь с произволом в судах, теряет веру в правосудие и справедливость.

Созданные много лет назад Советы по развитию малого и среднего предпринимательства не работают, и не будут работать т.к. управляют ими те же чиновники, у которых нет заинтересованности в решении каких-либо проблем. Заседания этих Советов давно превратились в форму чиновничьей волокиты, и вся их работа заключается в формальных собраниях, не имеющих никакого веса. Отсутствует эффективная обратная связь.         

Представители малого бизнеса могут сколь угодно говорить о своих проблемах, но поскольку большинство этих проблем связано с федеральным законодательством,  ни местные, ни региональные власти не в состоянии что-то изменить.

Но при этом, любая инициатива, даже откровенная глупость, вышедшая из Правительства, будет автоматически принята ГД и СФ, т.к. депутаты из ЕР, которых большинство, проголосуют за любой законопроект так, как им укажут на фракции. Характерный пример с торговыми сборами. Глупейшая законодательная инициатива практически лихорадила всю страну, но при этом никто так и не понес ответственности.

Еще один пример, это борьба с торговыми павильонами. Помимо их повального сноса, устанавливаются запреты на торговлю в них пивом и сигаретами, регулярно вводятся новые ограничения и ужесточение правил ведения бизнеса.

В итоге бизнес уже не только не верит власти, он ее боится.  Власть живет совсем в другом измерении.

Существующее законодательство и судебная практика изначально ставит любого работающего в разряд нарушителей, это порождает коррупцию и совсем не решает проблем с безопасностью, с качеством товаров и обслуживанием. Палочная система, продолжает существовать во всех органах, налагающих административные взыскания. Эффективность сотрудников, да и самих этих органов до сих пор оценивается по принципу "чем больше штрафов, тем лучше работаем".

После составления протокола и наложения штрафных санкций уполномоченными органами, у предпринимателя автоматически возникает презумпция виновности. В суде отсутствует состязательность процесса, в итоге, и проиграв суд в первой инстанции нет ни каких шансов на объективное рассмотрение дела в апелляции или кассации. Отстаивать свои права в таких условиях особенно для представителей малого бизнеса, дело затратное и бесперспективное.

Еще одна беда – государство зарегулировало  предпринимательскую деятельность до такой степени, что работать добросовестно практически невозможно. Создано огромное количество контролирующих органов и еще большее количество норм и требований,  часто абсурдных и противоречивых друг другу, разобраться в которых предпринимателям не представляется возможным.

Например, Федеральная служба Росалкогольрегулирование своим приказом № 153 от 23.05.2014 г. ввела журнал учета продаж алкогольной продукции. С июля этого года розница и общепит одновременно с продажей будут заносить в этот журнал каждую бутылку алкоголя или литр пива, с разбивкой по коду продукции, указанием поставщика, производителя, емкости тары даты и номера товарно - транспортной накладной.      

Как в таких условиях можно работать небольшим предприятиям, где и так большая нагрузка на сотрудников, нет средств на компьютерные программы, а главное где логика, ЗАЧЕМ все это?

И за это мягко сказать издевательство полагается наложение административного штрафа от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.  Впору уже законодательно вводить ответственность за вредительство, а авторов подобных инициатив привлекать к ответственности.

Штрафные санкции, порой запредельные и не соответствующие тяжести нарушения, способны уничтожить предприятие малого бизнеса. Например, за нарушения в сфере рекламы штрафы составляют от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей.  

При этом  предусмотренный законом «О рекламе»  от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, технический регламент, описывающий требования к рекламным носителям и размещение рекламных конструкций, так и не принят в течение уже 8-ми лет, что ставит большинство рекламных конструкций вне закона, это порождает коррупцию и не дает развиваться бизнесу.          

Необходимо срочно вносить изменения в административный кодекс РФ устанавливающие штрафные санкции не по организационно правовому признаку (ИП или юр. лицо), а по принадлежности субъекта предпринимательской деятельности к малому, среднему или крупному бизнесу. В настоящее время юр. лицо может быть представителем микробизнеса, а ИП крупным предприятием.  

Запретить все внеплановые проверки малого бизнеса, а плановые, за исключением случаев угрозы жизни и безопасности населения, должны носить рекомендательный характер.

Наша налоговая система не стимулирует развитие бизнеса, увеличение рабочих мест и рост заработной платы. Усложняют ситуацию регулярные изменения форм отчетности, которые в большинстве случаев носят формальный характер.

Необходимо установить запрет на изменение форм отчетности, увеличение налоговой нагрузки и разного рода платежей и пошлин. Сделать добровольными переходы от одной системы налогообложения к другой. Сохранить на постоянной основе ЕНВД.  Урегулировать  расчёты между предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС  и плательщиками НДС. Сегодня плательщики НДС просто отказываются работать с «неплательщиками».

А на будущее необходимо провести ликбез в Правительстве, что повышение ставки налога не означает автоматического повышения собираемости налогов в бюджет. Эту прописную истину знают во всём мире, но только не у нас.   

Если мы хотим, чтоб активная часть населения вышла из тени, работникам платились официальные зарплаты, для малого бизнеса нужно снижать и налоги с заработной платы, и страховые взносы для ИП. Никакие, даже нулевые ставки патентов и упрощенных систем налогообложения не выведут активное население из тени при существующих страховых взносах. Ведь помимо фиксированного платежа предприниматели не зависимо от вида деятельности платят еще 1% от годового дохода свыше 300 тыс. И эти суммы могут быть внушительными.

Необходимо сократить сдачу абсолютно ненужной отчетности, такой как отчетность в экологию. Благодаря тому, что подготовить и сдать отчет для малого бизнеса затруднительно, на этой проблеме зарабатывает большое количество посредников. Предприниматели и так платят и в Росприроднадзор, и за вывоз твердых бытовых отходов,  лицензированным организациям.

Высокие ставки по кредитам душат нашу экономику. В экономически развитых странах кредиты можно взять под 2-4% годовых. У нас это 20% и более. Все наше общество работает на финансовых олигархов.   

При установке кредитных ставок для малого бизнеса на уровне 5-6% годовых, снижении налогов и создании благоприятных налоговых режимов, можно полностью отказаться от господдержки, сохранив тем самым бюджетные средства и сократить чиновников, занимающихся распределением этих средств. 

Региональный бизнес страдает от захвата рынка  крупными зарубежными и федеральными  торговыми сетями. Предприятия мелкой розницы вынуждены закрываться, от этого страдают не только небольшие магазины шаговой доступности, но и мелкие товаропроизводители, преимущественно местные, т.к. выставлять свою продукцию в крупные торговые сети для них затруднительно. Кроме того, что входной билет туда стоит дорого, мелкий товаропроизводитель по объему своей продукции не интересен крупным гипермаркетам.  Необходимо жестко ограничивать эту экспансию.

Закон «О торговле», принятый с таким апломбом, не работает ни в части доступности для малого бизнеса, ни ограничения монополизма торговых сетей. 

Можно долго говорить о значимости и престижности малого бизнеса, чем в основном и занимаются наши чиновники, но если спросить у нашей молодежи, нацеленной на успех и благополучие, где они мечтают работать? К сожалению, большинство выбирает госкорпорации, банки, государственную или муниципальную службу.

В заключение хочется сказать,  малый бизнес для многих это семейный бизнес, здесь нет больших доходов, скорее это вопрос социальный, вопрос самозанятости.  Предприниматели, которые выжили в лихие 90-е, сейчас просто работают, пытаясь прокормить свои семьи,  создавая еще при этом,  рабочие места. Чаще всего им не нужна никакая поддержка, просто не нужно им мешать работать.

Источник:  znak.com

Категория: Проблемы бизнеса | Добавил: Администратор (10.04.2015)
Просмотров: 1396 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
1 mari • 10:13, 21.04.2015 [Материал]
Если бы у нас в стране семейный бизнес имел особые привилегии это было бы чудесно.
А то и так работаем за еду и при этом каждый день боимся, что придумают новый закон,
а пояса утягивать некуда.
avatar