Четверг, 22.10.2020
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Главная » Статьи » Проблемы бизнеса

Незваные гости

Торговые сети – незваные гости или благо для Тюменской области?

Возле деревни Гусево у Тюмени активно идет строительство логистического центра торговой сети «Магнит». Под застройку отдано целое поле, где мы когда-то, будучи пионерами, собирали морковку. Вот только сейчас все изменилось, поле есть, а морковки на нем уже почему-то нет, но не беда, «Магнит» нам поможет. Доставит на это самое поле её из любого конца нашей большой страны или какой-нибудь соседней. Из-за торговых сетей, налоговых агентов других регионов, разоряются местные предприниматели, закрываются удобные для покупателей, и особенно – для пенсионеров, магазина «у дома». Если дело у нас пойдет в том же темпе, то скоро магазинов «у дома» у нас не останется. Примеры уже есть даже на Урале – город Магнитогорск.

За последние годы наша жизнь сильно изменилась. На смену киоскам и коммерческим магазинчикам, как грибы после дождя выросли крупные торговые центры с современным оборудованием и качеством обслуживания.

Торговые сети уверенно шагают по просторам нашей Родины, завоевывая все новые территории. Захватив крупные города, они заходят в небольшие населенные пункты, опутав уже практически всю Россию.

И наш регион — не исключение, с той лишь разницей, что мы одни из последних оказались в очереди на эту экспансию. Если, раньше плечо «за Урал» для ритейла создавало проблемы с контролем, логистикой и т.д., то сейчас это уже в прошлом.

А если серьезно, то кто-то ведь согласовывал это строительство центра в Гусева. Насколько необходим нашему городу и региону этот объект? Боюсь, что с нашими властями об этом никто и не советовался.

IMG_3076

Местный малый бизнес замер в ожидании.  Мелкая розница не в состоянии противостоять этому нашествию. Чиновники только разводят руками. Что поделаешь, у нас свободная конкуренция, а у них современные бизнес технологии, промоушен, мерчендайзинг, логистика, ну, в общем, сами понимаете….

А как нам понять, и самое главное — выживать, если мы закупаем товар у официального дилера по цене значительно выше, чем такой же товар реализуется в торговой сети. Особенно заметно это в сети «Красное и Белое», магазины которой скоро будут уже в каждом многоквартирном доме.

Почему так происходит? Может ли завод производитель отпускать свою продукцию на 30% ниже, а федеральная сеть бесплатно доставлять ее через всю страну и реализовывать в своих магазинах с минимальной торговой надбавкой, и платить при этомзарплаты и высокую аренду? Собственных торговых площадей они создают мало.

Возможно, здесь отмываются большие деньги, поэтому и торговая надбавка не имеет значения? Или же это демпинг для захвата рынка? А может вопрос в  качестве товара?

Конечно, любой потребитель возразит: зачем покупать дороже, если можно дешевле. И будет прав, деньги нам с неба не валятся, а тем более в условиях нашего кризиса, когда мы еще не определились, есть ли у него дно.

Но что будет дальше?

Торговые сети не ограничиваются торговыми центрами на окраине города, они заходят в каждый двор, в каждый дом, уничтожая при этом местную мелкую розницу. Они как пылесосы выкачивают деньги из экономики нашего региона, создавая при этом минимум рабочих мест, и платят разве… что НДФЛ за работников. При этом что-то не слышно про крупные социальные проекты этих сетей на «оккупированных» территориях, да и денежные средства из регионов скорей всего уходят в оффшорные компании.

Механизм определения нормативов торговых площадей на количество жителей несовершенен. Мы часто слышим, что в Тюмени количество торговых площадей на одного жителя превышает все минимальные нормы и соизмеримо с Москвой и Петербургом. Правда, чаще всего об этом вспоминают, когда речь идет об установке нового торгового павильона, при этом никто не учитывает, что строительство очередного крупного торгового центра перекрывает все существующие нормативы.

Нам нужна разноформатная торговля, где наряду с крупными сетями существует и местная мелкая розница, в которой будет представлена продукция мелких  производителей, но, к сожалению, с приходом федеральных сетей,  доля этой мелкой розницы стремительно сокращается.

Не стоит питать иллюзий, что увеличение продаж у крупного ритейла происходит не за счет сокращения себе подобных, а именно за счет сокращения небольших магазинчиков шаговой доступности и торговых павильонов. А что будет дальше, после полного захвата рынка? Не исключено, что оставшиесянесколько крупных игроков, договорятся между собой и цены вырастут. Ничего личного, только бизнес.

Сократится мелкая розница, пострадают местные мелкие товаропроизводители, и мелкие оптовики, поскольку свою продукцию в крупные торговые сети им выставлять затруднительно. Входной билет туда стоит дорого.

IMG_3075

Но вот только куда девать местное население? Куда пойдут разорившиеся предприниматели и их работники, как будут содержать свои семьи? Обещанных 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест пока еще не создано, и вряд ли предвидится в ближайшее время.

Губернаторским взглядом

На форуме предпринимателей, проходившем в сентябре 2015 года,  организованном Тюменским региональным отделением «Деловой России», предприниматели обратились за поддержкой к губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву.

К сожалению, формат этого мероприятия не предусматривал детального обсуждения этой темы. И тем не менее, в ответ губернатор Якушев сказал:

— Вопрос тревожный. Даже в сельской местности за последние 2 года произошли такие изменения, например, туда пришел «Магнит». И владельцы магазинов, так называемых — «у дома», стали себя чувствовать неуютно. К опыту некоторых стран прислушиваемся. Не мы одни через это прошли. Есть разные варианты. Например, делать выходными сетевые магазины несколько дней в неделю. Любые решения потребуют изменения федерального законодательства. Можно какие-то ограничения вводить, надо обсуждать на уровне Государственной Думы РФ. Если есть какие-то конкретные предложения, то мы можем их обсудить.

Тюменские предприниматели полагают, что вопрос надо решать на самом высоком уровне. Срочно вносить изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Согласно статье 14 закона «О торговле» предельная доля одной торговой сети в регионе или на рынке городаили муниципального образования не должна превышать 25%.

По факту, сейчас суммарная доля всех торговых сетей на рынке может составлять 60% и более. Для местного бизнеса не имеет значения, какие именно федеральные или зарубежные бренды поделят рынок. Для нас они все — единая сеть, следовательно, и процент должен устанавливаться один на всех. Тем более, что они успешно дробятся и меняют свои названия. Предельное значение этой доли  должно быть не более 40%.

Для определения доли присутствия торговых сетей необходимо рассматривать не такие крупные территории как регион, город или муниципальные образования, а более мелкие, подобно избирательным округам. Если мы этого не сделаем, то вся мелкая розница вынуждена будет переместиться на окраину города или в дачные кооперативы.

Мы часто слышим, что государство не должно влиять на бизнес, рынок сам расставит все по своим местам, возможно, это и так, но сомневаюсь, что здесь имеет место честная и открытая конкуренция, поэтому государство обязано вмешаться и защитить малый бизнес на местах, если мы не хотим еще большего обнищания населения и социальных последствий.

Надеемся, что предпринимателей услышат, и на уровне федерации будут приняты решения, которые не дадут местному, тюменскому малому бизнесу запутаться в сетях ритейла.

Владимир ПАНОВ

Видеорепортаж из зала заседаний форума «Деловой России» Тюмени. Видео от автора статьи.

ВИДЕО

Категория: Проблемы бизнеса | Добавил: Администратор (25.09.2015)
Просмотров: 1187 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar